Паркет как строительный материал и художественный паркет как вид декоративно-прикладного искусства появились в России в XVIII в. во времена строительства Санкт-Петербурга и отделки дворцов в северной столице и ее окрестностях. Паркеты того времени делались отдельными щитами, которые укладывали на лаги - решетку из сухих брусьев с врубленными в них для прочности перпендикулярными ригелями. В XVIII - XIX вв. паркет производился ручным способом, и лишь к концу XIX века началось машинное производство паркета в России.
Паркет имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт современной технологии и машинного производства, в миллионах планок разных размеров и из разных пород древесины изготавливаемый на сотнях заводов. С другой стороны, паркетные полы, как впрочем, и другие виды напольных покрытий из натурального дерева - объект творчества художников и дизайнеров и предмет ручного труда паркетчиков-краснодеревщиков. Поэтому в некоторых случаев такие полы могут быть отнесены к разряду изделий декоративно-прикладного искусства.
История полов из натурального дерева
Полы из натуральной древесины и прежде всего дощатые полы - достаточно давний спутник человека. Трудно судить, с начала ли цивилизации, но по преданиям уже в Иерусалимском Храме часть помещений имела покрытия из дерева, которое мы сейчас называем ливанским кедром. Дерево - один из древнейших поделочных материалов, сопровождавших человека на всем его историческом пути, дававшее ему инструмент для работы и оружие, из дерева создавались постройки, оно было основой боевых колесниц и кораблей. И первые самолеты тоже были в основном деревянные.
В XVI в. в России распространился метод укладки полов дубовыми планками, уложенными в рисунок, который нам известен под названием "елочка", а тогда такие полы называли "косящатыми". В XVII в. в церквях и монастырях на Руси часто наряду с камнем использовали деревянные плахи в виде расколотого пополам бревна, которые укладывали в виде "кирпичей", перемежаемых специально приготовленным известковым раствором. Этот способ укладки полов называли "дубовым кирпичом", и образцы таких полов можно видеть и в наши дни в Дмитровском соборе во Владимире, церкви Василия Блаженного и Донском монастыре.
Паркет как строительный материал и художественный паркет как вид декоративно-прикладного искусства распространились в России в XVIII в. во времена строительства Санкт-Петербурга и отделки дворцов в северной столице и ее окрестностях. Популярности паркета способствовали широко распространенное народное искусство резьбы по дереву и традиции русского деревянного зодчества. Недаром самая известная в XVIII в.
Охтенская бригада паркетных мастеров создавалась из резчиков по дереву, вытребованных Петром I из Московской оружейной палаты и составивших также ядро команды Охтенских корабельных верфей.
Наряду с именами архитекторов Б. Растрелли, Ч. Камерона, В. Бренны, А. Ринальди в золотые страницы истории отечественного паркета вписаны русские архитекторы C. Чевакинский, В. Стасов, П. Аргунов, А. Штакеншнейдер и др. Так сложилось в истории XVIII и XIX веков, что создавая проекты дворцов и палат, архитекторы сразу же разрабатывали для них рисунки полов. Зимний дворец с полами зала Леонардо да Винчи, Малиновой и Малахитовой гостиной, с Петровским и Георгиевским залами, Петродворец с узорчатыми наборными полами Чесменского и Тронного залов и мозаикой паркетов Китайского кабинета, Останкинский дворец и залы дворца Юсуповых в Архангельском - это далеко неполный список сохранившихся образцов шедевров русского паркетного искусства.
Паркеты того времени делались отдельными щитами, которые укладывали на лаги - решетку из сухих брусьев с врубленными в них для прочности перпендикулярными ригелями. В XVIII - XIX в.в. паркет производился ручным способом, и лишь к концу XIX века началось машинное производство паркета в России. Паркет имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт современной технологии и машинного производства, в миллионах планок разных размеров и из разных пород древесины изготавливаемый на сотнях заводов. В то же время, паркетные полы, как впрочем и другие виды напольных покрытий из натурального дерева - объект творчества художников и дизайнеров и предмет ручного труда паркетчиков-краснодеревщиков. Поэтому в ряде случаев такие полы могут быть отнесены к разряду изделий декоративно-прикладного искусства.
Полы из натурального дерева и в наше время не потеряли актуальности и по-прежнему остаются широко востребованными при оформлении жилого и корпоративного интерьера, они желанны как экологически чистый, натуральный и красивый отделочный материал и в тоже время как возможная доминанта дизайнерского решения для любого архитектурного стиля оформления интерьера.
Древесина как природный материал
Древесина - традиционный материал для изготовления напольных покрытий, в число которых входят паркет и доска из массива. Под древесиной понимают тело древесных и кустарниковых растений, окруженное камбием и корой.